Одной лишь печатью полиграфия не ограничивается. Для получения именно продукции, а не презренного полуфабриката, и существует (постпечать).
К постпечати относится всё что происходит с уже напечатанной продукцией (точнее, ещё не продукцией, но уже заготовкой) до её передачи заказчику: резка, фальцовка, биговка, перфорация, листоподбор, сшивка, ламинация или фольгирование, термоподъём, нумерация... Мусорная корзина, наконец, для брака.
Ламинация .
Начнём, пожалуй, с ламинации. Основное назначение сего процесса - защита изображения от от всяких нежелательных внешних воздействий, вроде грязи, влаги, механических повреждений, долгого ношения в кармане (даже самая толстая бумага не переживёт такого издевательства) пролитого чая/кофе/пива/любого другого благородного или не очень, напитка. Нужное подчеркнуть.
Кроме того, использование при ламинации глянцевых плёнок придаёт напечатанному изображению сочность и контрастность. Такой интересный эффект "проявления" изображения широко используется для придания товарного вида изделиям среднего качества. Своего рода "сделать конфетку из навоза".
...И это работает!
Даже напечатанные на недорогой бумаге и относительно бледными красками визитки, после ламинации глянцевой плёнкой приобретают вид первоклассной продукции.
Сам процесс ламинации - это нанесение на полиграфическую продукцию специальной плёнки (глянцевой или матовой) различной толщины. Толщина плёнки оказывает огромное значение на конечную функциональность и внешний вид продукции. Например, визитная карточка, заламинированная "жестокой" плёнкой толщиной 250 мкн превращается в натуральное "оргстекло", а если не скруглить углы, то такая визитка, запросто может стать орудием убийства (ну, как минимум, для кармана в который её положат, распоров его в один момент).
Фольгирование .
Фольгирование - это технологи нанесения фольги на бумагу или картон. Вообще-то фольгирование сплошь и рядом называют "недотехнологией" так как она призвана заменить (ну или хотя бы создать хоть какую-то альтернативу) традиционному для изготовления "блестящей" продукции горячего тиснения.
Фольгирование - прерогатива малотиражных оперативных типографий, работающих в секторе цифровой печати. Сам принцип фольгирования заключается в нанесении фольги на отпечатанное на цифровой машине (как вариант - на обычном лазерном принтере) изображения. Добиться хорошего результата при фольгировании достаточно сложно, сплошь и рядом тонер не спекается с фольгой, трудно добиться точного совмещения цветов, невозможно работать с фактурной бумагой, бывает, что фольга просто "не ложится" на изображение, очень трудно (почти никак) фольгируются мелкие детали и тонкие линии.
В то же время фольгирование имеет кое-какие преимущества перед горячим тиснением:
Не требуется изготавливать клише для тиснения, как следствие - минимальный тираж для фольгирования определяется ламинатором (именно при помощи этого устройства в основном осуществляется фольгирование, вместо пленки в него заряжается специальная фольга и - процесс пошёл. Можно, конечно, попробовать и утюгом, но это уж совсем несерьёзно). Одним словом, фольгирование - достаточно капризная технология с повышенным количеством брака. Добиться стабильных результатов можно лишь при неукоснительном соблюдении кучи правил (многие из которых выводятся методом многих проб и многих ошибок) или при наличии специального устройства под названием фольгиратор.
Тиснение .
Строго говоря, тиснение не относится к постпечати, но раз уж зашла речь о фольгировании, не упомянуть тиснение было бы как-то некрасиво. Тиснением называется процесс нанесения изображения вдавливанием специального клише или штампа. Тиснение осуществляется либо холодным штампом, либо разогретым до определённой температуры. В зависимости от вида получаемого изображения тиснение делится на плоское и рельефное (или конгревное).
При плоском тиснении (так же, называемом "блинт") на бумагу, картон либо другой материал наносится вдавленное изображение, при этом в самом материале получается оттиск фольги или бесцветное изображение.
Конгревное тиснение (от имени английского изобретателя У.Конгрева) позволяет получить на материале рельефное изображение и выполняется при помощи выпуклого штампа, называемого кузнечным термином - пуансон и вогнутого контрштампа. Обрабатываемый материал оказывается между "молотом и наковальней" (штампом и контрштампом) и приобретает соответствующий рельефный узор.
Термоподъем .
Термоподъём - это дополнительная операция, осуществляющаяся после офсетной печати или шелкографии. Принцип довольно прост - на свежеотпечатанный оттиск наносится специальный порошок, оседающий и закрепляющийся на ещё не высохшей краске. Лишние крупинки удаляются с лица при помощи своеобразного "пылесоса", порошок остаётся только на запечатанных элементах. После этого лист нагревается до определённой температуры, порошок плавится и, собственно, создаёт эффект "подъёма".
Для термоподъёма используются самые разнообразные порошки: прозрачные, матового белого, золотистого, серебряного цветов, полуматовые. Смысл всей процедуры термоподъёма - декоративное оформление продукции, широко применяется при изготовлении открыток, приглашений или обложек книг.
Лакирование
По оказываемому на продукцию эффекту, лакирование весьма схоже с ламинацией. Лакирование, как и ламинация, защищает запечатанную поверхность от механических повреждений и разных вредных воздействий, грязи, влаги и т.д, а также улучшает внешний вид продукции. В полиграфии используются ультрафиолетовые, масляные и дисперсионные лаки.
Использование масляных лаков - самое дешёвое, носит чисто защитную функцию, кроме того оно придаёт продукции желтоватый оттенок, что не всегда радует глаз. Также для защиты используются дисперсионные лаки, они, в отличие от масляных, почти бесцветны.
Ультрафиолетовые лаки (УФ-лаки) помимо защитных функций, придает поверхности дополнительный "декоративный" эффект. Покрытие УФ-лаком преследует те же цели, что и ламинация, но по стоимости значительно дешевле.
Лаки могут наносится в несколько слоёв и не на всю поверхность продукции, а на определённые её участки.
Биговка
Биговка (от немецкого biegen - гнуть, сгибать) - как следует из названия, основное назначение данного процесса - правильно и аккуратно согнуть нуждающуюся в том продукцию. Суть процесса заключается в продавливании на продукции специальных углублений (бигов) в месте будущего сгиба. Нанесение бигов позволяет избежать при сгибании растрескивания красочного слоя на продукции (попробуйте согнуть бумагу, достаточно высокой плотности с нанесённым рисунком - вмиг образуется неприятный залом, с частичным растрескиванием краски и повреждением материала).
Фальцовка, листоподбор, брошюровка .
Фальцовка (от немецкого Falzen - складывать) - последовательное сгибание листов книги, журнала, брошюры или другой многополосной продукции. Фальцевание осуществляется на бумаге, плотностью до 200гр. Что тут ещё скажешь?...Только то, что осуществляется на специальных машинах.
Листоподбором называется комплектация блока многополосного изделия из отдельных тетрадей, полученных в ходе фальцовки. Листоподбор осуществляется двумя способами: вкладкой (тетради вкладываются одна в другую) или подборкой (тетради последовательно укладываются одна на другую). Далее, подобранные тетради скрепляются ("брошюруются", на этот раз от французского слова "скреплять"), для скомплектованных вкладкой наиболее надёжным является шитьё нитками в сгибе с дальнейшим скреплением тетрадей в блок. Для изделий, скомплектованных подборкой используют скрепки. Кроме того применяется и термоклеевой способ брошюровки, который является наиболее оперативным.
Современные полиграфические машины позволяют объединить процессы фальцовки, листоподбора и брошюровки в одной линии.